Где искать идеи для бизнеса

Идея открыть своё дело приобретает растущую популярность у наших сограждан. Все большее количество людей стремится быть независимыми и при этом заниматься интересной работой, тогда как работодатель не ставит перед собой цели развлечь подчиненных. Для тех, кто желает открыть свое дело, существует немало источников вдохновения, из которых можно почерпнуть мысли для создания бизнес-проекта.

Если говорить о бизнесе как об источнике дохода и возможности самореализации, первым шагом в выборе проекта может стать оценка своих профессиональных компетенций. Вероятно, вы уже достаточно хороший специалист в своей отрасли, чтобы оказывать услуги под собственным брендом. Можно привести в пример опыт многих известных соотечественников, в частности: ресторатора Аркадия Новикова, начинавшего поваром и основавшего более 50 ресторанных проектов; мастера спорта по фехтованию Ольгу Слуцкер, открывшую сеть фитнес-клубов «World Class»; Наталью Касперскую, вступившую в отрасль продавцом программного обеспечения и затем возглавившую компанию антивирусного ПО «Kaspersky Lab». Примеры меньшего масштаба – это частные медицинские кабинеты, курсы иностранных языков, домашние салоны красоты, открываемые специалистами, наработавшими свой круг клиентов.

Другой источник вдохновения — это собственные интересы и досуг. Такова, к примеру, история успеха известной московской визажистки и бьюти-блогера Гоар Аветисян, чья любовь к мейкапу привела к открытию собственной студии и школы. Такова история Алисы Чумаченко, чье пристрастие к компьютерным играм способствовало созданию крупнейшего разработчика игр «Game Insight». Так же начинался бизнес Александры Гудимовой: увлечение фитнесом и здоровым питанием натолкнуло на идею запуска линии продуктов здорового питания «Bionova». Монетизируя увлечение, люди, как правило, относятся к такому бизнесу с большими верой и трудолюбием и готовы ждать окупаемости проекта, в то время как многие другие предприниматели оставляют проекты на ранней стадии исключительно из-за желания сиюминутной отдачи.

Помимо возможностей и интересов, основой для бизнес-идей могут служить потребности и (или) наличие пустой ниши на рынке. Пример из этой серии – московская сеть элитного коворкинга «Cabinet Lounge», сооснователь которой, архитектор Антон Хмельницкий, регулярно приезжал в Москву из зарубежного офиса и не мог найти подходящего места для деловых встреч. Другой пример – сеть тайских спа-салонов «7 красок», создатели которого, супруги Аркадий Киндяков и Виктория Геневская, познакомились с тайским массажем во время кругосветного путешествия и не смогли найти ничего подобного по возвращении в Россию. Также не обнаружила аналогов на рынке Алена Макова, основавшая компанию «Podarking», которая придумывает корпоративные подарки индивидуально для каждого клиента, озвучивающего только сумму, объём и повод заказа.

Кроме того, в поисках бизнес-идей будет полезен мониторинг уже существующих на рынке трендов. Это могут быть абстрактные тренды – тренд на домашность, натуральность, здоровый образ жизни, патриотизм или культуру зарубежной страны, даже тренд на комплексность (т.е. продажу не конкретного товара/услуги, а, например, образа жизни или социального статуса). Также это может быть тренд к открытию определенных заведений: йога-центров, батутных клубов, квестов, кальянных и т.д. Поймать подобные тренды можно не только на улицах города, но и в специальных изданиях типа «Forbes», «Секрет фирмы», «РБК», «Коммерсантъ ДЕНЬГИ», которые публикуют на своих страницах материалы об интересных и успешных (что важно, о провальных – тоже) стартапах в самых разных отраслях и сферах деятельности. Чтобы успешно вписаться в существующий тренд, важно продумать потенциальные преимущества перед десятками схожих проектов. Такими преимуществами могут быть исключительное качество, стиль, геолокация, система бонусов и проч.

Для тех, кто боится начинать с нуля или не желает заниматься поиском уникальных идей, существует система франчайзинга, предоставляющая возможность открыть бизнес под уже существующим брендом, а также, в большинстве случаев, воспользоваться услугами франчайзера по обучению и дальнейшему консалтингу. Найти подходящую франшизу можно по любому направлению – это медицинские центры, детские студии, рестораны, салоны красоты, фитнес-клубы, хостелы, квесты и многое другое. Наиболее прибыльным является поиск франшизы такого проекта, который ещё набирает популярность и может потенциально «выстрелить» в будущем.

В целом же, перспективные бизнес-идеи рождаются из одновременного сочетания сразу нескольких элементов, а именно — профессиональных компетенций, интересов и умения предпринимателя попасть в тренд или создать у людей потребности, о которых они даже не подозревали.

Екатерина Литовченко

5 декабря 2016