Коко Шанель. Простота, удобство, элегантность

 

Франция дала миру две революции. Первая скинула оковы рабства с крестьян, вторая – узкие корсеты с аристократок. Первая стала символом личной свободы, вторая – символом «вечной» моды. Первую сотворили миллионы мужчин сотнями кровопролитий и насилий. Вторую — одна женщина несколькими щелчками ножниц.

Все, что создала Шанель, было лишь попыткой рассказать свою жизнь на языке моды и стиля, и каждое культовое изобретение стало страницей биографии знаменитой кутюрье.

Коко

Габриель Бонёр Шанель (Gabrielle Bonheur Chasnel) родилась 19 августа 1883 года в городе Сомюр в семье швеи и торговца барахолки. Ее мать умерла, когда девочке было всего 12 лет. Отец не задержался во Франции после смерти жены и уехал в Америку за лучшей жизнью, отправив дочерей в приют Обазинского аббатства, а сыновей – на ферму. Проведя семь лет в монастырских стенах, восемнадцатилетняя Габриель отправилась к своей тетке в Мулен, где следующие четыре года училась шитью и подрабатывала в салоне свадебных нарядов. Однако амбициозная и харизматичная девушка мечтала совсем о другом. Ее манила карьера певицы, поэтому, желая реализовать свои творческие планы, Габриель начала выступать в качестве артистки в местном кафешантан, где каждый вечер исполняла песенку «Кто видел Коко на Трокадеро?». Постоянные клиенты заведения были так очарованы юной шансонеткой, что стали регулярно вызвать ее на «бис» криками «Коко! Коко!». Прозвище так прочно закрепилось за Габриель, что стало ее вторым именем. Впрочем, до того, как это имя превратится в легенду, было еще далеко.

Впервые знаменитый логотип, напоминающий две скрещенные буквы «С», появился в 1925 году, через 15 лет после начала работы Шанель в мире моды. Версий относительно его происхождения несколько. Самая распространенная – это инициалы ее имени и фамилии. Но некоторые исследователи ее жизни и творчества утверждают, что для такой загадочной фигуры, как Шанель, это было бы слишком просто. Они предполагают, что этот символ повторяет узоры витражей в соборе Обазинского аббатства. Другая версия гласит, что Шанель заметила этот знак в замке Шато Креман, когда гостила у своей хорошей подруги, американки Ирен Бретц. Не исключено также, что два «С» — это инициалы фамилий Шанель (Chanel) и Кэпел (Capel), одного из возлюбленных модельера. Наконец, самая мистическая история происхождения логотипа ведет к масонству и оккультизму. Многие верят, что знак Дома Шанель есть не что иное, как искаженный Vesica Piscis (лат. рыбий пузырь), символ женственности и начала жизни. Что из этого правда, а что вымысел, узнать теперь невозможно. Сама Шанель никогда не раскрывала своих секретов.

Цвета Шанель

Черный. Шанель любила черный цвет. Он подчеркивает главное и создает глубину для проявления других цветов. Черный – это цвет из ее детства. Цвет приютской формы, воспоминания о которой было невозможно стереть из памяти. Именно он стал основным цветом стиля Коко.

Однажды на очередном спектакле в Гранд Опера Шанель долго наблюдала за разноцветной толпой наряженных барышень, которые утопали в перьях, бахроме и длинных подолах многослойных юбок. В этот момент она воскликнула: «Нет, это невозможно! Я всех их переодену в черное!». Так появилось знаменитое «маленькое черное платье», которое очень быстро полюбилось парижским модницам, а вслед за ними и всему миру. Цвет, который до этого носили исключительно вдовы и прислуга, стал символом элегантности и парижского шика.

Белый. Белый цвет – это абсолютный цвет. Он притягивает свет и освежает лицо. Белыми были стены коридоров Обазинского аббатства. Такими же впоследствии стали интерьеры ее бутиков. Белый – второй «фирменный» цвет Шанель, который по сей день является визитной карточкой Модного дома.

В одном интервью на вопрос «Что вы едите на завтрак?» она ответила: «Камелию!». Белая камелия – любимый цветок Шанель. Он часто красовался в виде аккуратной броши на платьях из ее коллекций. Как и о других тайных символах своей жизни, о белой камелии Шанель рассказывала мало. Известно лишь, что в 13 лет на нее произвел большое впечатление спектакль «Дама с камелиями» по роману А. Дюма. Потрясенная сценой смерти главной героини в исполнении Сары Бернар, Габриель не могла сдержать слез. Особый смысл этому цветку придавал также Марсель Пруст, который часто носил его в кармане своего пиджака как двусмысленный символ избранности и благородства.

Любимым аксессуаром Шанель были длинные нити белоснежного жемчуга, которые она надевала поверх пуловера, сделав этот образ символом изысканной простоты.

Бежевый. Это то, что стоит между черным и белым. Для Коко бежевый был самым искренним и естественным цветом. Бежевый – цвет нашей здоровой и сияющей кожи, купающейся в лучах солнца. Знаменитые бежевые туфли с черным носком до сих пор являются одной из наиболее универсальных моделей обуви классического гардероба.

Золотой. Любовь к золотому цвету также берет свое начало из детства Габриель. Пышные одежды священников и золотые интерьеры соборов эпохи барокко поражали воображение впечатлительной девочки. Кроме того, Коко родилась под знаком Льва, которому, согласно астрологии, приносит удачу именно золотой цвет. Золотые львы всегда окружали Шанель в ее апартаментах или украшали пуговицы пиджаков. Лев – это характер, сила и бесстрашие. Шанель приручила его, сделав животное своим талисманом.

Этот цвет, как говорила Шанель, «терпит правду и ложь». Это цвет дорогих украшений, которые ей дарили многочисленные богатые поклонники. Он же цвет ее любимой бижутерии, которая, благодаря Шанель, перестала быть признаком дурного тона и сделалась одним из самых простых и доступных женских аксессуаров.

Красный. Это цвет жизни, крови, страсти и энергии. Благодаря Шанель этим цветом засияли губы модниц, что раньше могли позволить себе только куртизанки. Шанель сделала яркую губную помаду классикой: «Если вам грустно, нанесите красную помаду – и вперед! Мужчины терпеть не могут плакс!».

2.55

Одним из офицеров, с восхищением наблюдавших за пением Шанель в кабаре, оказался ее первый возлюбленный Этьен Бальсан. Через некоторое время после знакомства они стали жить вместе. Именно в этот период Шанель начала экспериментировать со стилем. В парижской квартире Бальсана расположился ее первый магазин женских шляпок, а в 1910 году на улице Камбон открылся бутик «Моды Шанель».

Бальсан был любителем лошадей и часто брал Коко на конные прогулки. Шанель очень понравилось кататься верхом в мужском жокейском костюме. Так родилась идея создать нечто подобное для женщин. Отныне девизом ее коллекций стали простота и удобство.

Воплощением этого девиза оказалась ее самая известная сумка «2.55». Она увидела свет в феврале 1955 года – отсюда название. Как и все, что делала Коко, эта модель не была похожа на привычные миниатюрные дамские ридикюли с пайетками и бусинками. Сумка Шанель имела длинную цепочку, которую можно было перекинуть через плечо, освободив тем самым руки. Стеганая текстура изделия напоминала те самые жокейские пиджаки, которые модельер видела на наездниках во время прогулок с Бальсаном. Идея с цепочкой была, скорее, практичным решением: кожаный ремешок со временем протирается и теряет привлекательный вид. Цепочка же более прочная и долго прослужит своей хозяйке.

Роман с Бальсаном оказался непродолжительным. Через некоторое время Шанель познакомилась с молодым игроком в поло Артуром Кэпелом, богатым и образованным джентльменом. Именно этот человек занимает центральное место в ее жизни. Она называла его «Бой». Именно Кэпел помог парижской кутюрье с улицы Камбон стать Коко Шанель. Он помог ей открыть новые бутики и оказывал существенную финансовую помощь. Кэпел был источником ее вдохновения. Их роман продлился 9 лет. В 1919 году «Бой» погиб в автокатастрофе. «Эта смерть явилась для меня тягчайшим ударом. Со смертью Кэпела я потеряла все», — вспоминала Шанель.

В 2011 году художественный директор и главный модельер Дома Шанель Карл Лагерфельд в память о романе Коко и Кэпела выпустил новую модель знаменитой сумки на цепочке под названием «Boy Chanel».

№5

Через год после смерти Кэпела Шанель познакомилась с русским князем Дмитрием Павловичем. Оба проявили взаимную симпатию друг к другу, и между ними завязались любовные отношения. Князь познакомил Шанель с Эрнестом Бо, бывшим парфюмером российского императорского двора. Эта встреча стала началом их долгого и плодотворного сотрудничества.

С помощью Эрнеста Бо Шанель захотела создать «женский парфюм, который пахнет женщиной». Парфюмер искал вдохновения в воспоминаниях о морозной северной ночи, а Коко думала о запахе леса ее родной деревни. Из нескольких предложенных вариантов Шанель выбрала тот, что был в пробирке под номером пять. Говорят, что этому магическому числу она придавала особое значение.

В состав аромата вошли более 80 компонентов: майская роза, илаг-иланг, цветок апельсинового дерева, нероли, ноты жасмина… Но главным изобретением творческого союза Бо и Шанель стало использование альдегидов. Эти синтетические соединения применялись в парфюмерном производстве и раньше, но именно с появлением «№5» о них заговорили во весь голос – настолько необычным казался искусственный аромат, в котором не было ни одной доминирующей ноты. Этот запах был абсолютно новым и не похожим на несложные цветочные букеты своих предшественников.

Совершенно новаторским было также оформление флакона. Он был выполнен в минималистическом дизайне, без лишних деталей и украшений. На этикетке было написано лишь «Chanel №5 Paris», а колпачок по форме напоминал ограненный алмаз. С тех пор духи «№5» стали самым продаваемым и самым подделываемым ароматом в мире.

Бриллианты

Та, которая завоевала титул королевы бижутерии, однажды внезапно взялась за самые драгоценные камни – бриллианты. Шанель говорила: «Я хочу, чтобы ювелирные изделия на женщинах были, как шелковые ленты». Она изменила представления о драгоценностях, сделав их менее громоздкими и более утонченными.

Для своей первой коллекции «Bijoux de Diamants», которая была представлена в 1932 году, Шанель выбрала пять мотивов: сияние солнца, гибкость лент, легкость перышек, дерзость бахромы и магия звезд. «Я хотела украсить женщин созвездиями всех форм и размеров!», — вспоминала Коко. Звезды поселились в волосах модниц, на их шляпках и платьях. Знаменитое колье в форме накинутой на шею падающей звезды стало одним из самых узнаваемых ювелирных изделий в истории. Некоторые детали украшений повторяли узоры внутреннего убранства собора, который она посещала каждое утро в приюте. Легкие и изящные драгоценности стали символом женской свободы, а не очередным способом мужчин продемонстрировать уровень своего достатка, против чего всегда так боролась Шанель.

Твид

Три вещи никогда не выходят из моды: джинсы, белые рубашки и твидовый жакет Шанель. Его появление связано с еще одним важным периодом в жизни модельера.

В 1924 году после своего скандального развода герцог Вестминстерский Хью Ричард Артур начал демонстративно проявлять знаки внимания уже на тот момент известной французской кутюрье Коко Шанель. Намерения герцога были весьма серьезными, их любовь продлилась почти пять лет, однако ни к чему не привела: Шанель не могла иметь детей, а представителю благородной династии нужен был наследник и продолжатель рода. Раставшись с Вендором (так называли герцога родные и близкие), Коко навсегда сохранила с ним дружеские отношения. Спустя много лет теплые воспоминания об этом любовном романе стали источником вдохновения при создании одной из ее легендарных коллекций.

В 1954 году весь мир снова заговорил о Шанель, которая после долгого перерыва вернулась к своей деятельности. На тот момент ей был 71 год. Вторая мировая война, жизнь в Швейцарии, поиски творческого вдохновения почти на 15 лет заставили ее забыть о высокой моде. Казалось, что за время ее отсутствия мужчины-модельеры вновь взяли бразды правления в свои руки. То, с чем так долго боролась Коко, опять наполнило женский гардероб: тяжеловесные конструкции платьев, длинные юбки, узкая талия, высокая грудь. Конечно, Шанель не могла оставаться равнодушной к таким переменам и представила свою новую коллекцию, главным героем которой стал твидовый костюм.

Твид в то время считался совсем не «женственным» материалом. Эта плотная и недорогая ткань использовалась исключительно для пошива мужских костюмов преимущественно в Англии и Шотландии. Твидовый костюм был символом английского дендизма и одним из предметов гардероба ее любимого Вендора.

Придуманные Шанель классический твидовый пиджак с накладными карманами и фирменными пуговицами и прямая юбка до колен стали универсальным сочетанием для любого случая. Костюм стал появляться на обложках журналов, в кинофильмах и на красных ковровых дорожках. А вскоре и в сводках новостей: розовый твидовый костюм от Шанель был надет на Жаклин Кеннеди в день убийства ее мужа, президента США Джона Кеннеди. До сих пор ни один показ Модного дома Шанель не обходится без многочисленных вариаций знаменитого наряда.

Сегодня классический твидовый жакет от Шанель изготовляется на заказ. Представители Модного дома могут прилететь в любую точку мира для того, чтобы снять более 30 мерок с клиентки, а затем в парижском ателье изготовить индивидуальные выкройки и сшить вещь вручную. Каждый жакет имеет свой уникальный номер и сертификат, в котором указаны все данные о конкретной модели и ее изготовителе. Секреты пошива передаются из уст в уста и из поколения в поколение.

Карл Лагерфельд: «Если вы спросите меня, кто была Шанель, я отвечу: это был первый стилист, который привил женщинам совершенно новое для той эпохи чувство вкуса. Она не была просто владелицей бутика. У нее был свой «лук», свой особенный образ. Потому что она поняла саму себя и хорошо знала, что ей было нужно. Шанель дала миру саму себя. И это не мало.

Когда мы покупаем что-то у Шанель, мы покупаем, прежде всего, идею. Но это идея, которая хранится в воспоминаниях вселенского разума, в нашем подсознании. Это все-таки очень редкий случай. Это визуализированная легенда. Это космополитичный феномен. Это глобализация до глобализации. Это и есть гениальность».

 Анастасия Лазаренко

20 января 2017

Источники:

Скуратовская М., Сто великих творцов моды, М.: Вече, 2013.

«История в женских портретах», Еженедельное издание, Выпуск №1, 2013.

Coco Chanel, l’élégance indémodable, Le spectacle du monde, 555, 9 avril 2009.

Judith Perrignon, Coco Chanel, possédée par sa légende, Le Monde, 23 aôut 2012.

Pringle Colombe, N° 4 — Coco Chanel: La double vie de la Grande Mademoiselle, L’express, 23 juillet 1998.

Inside Chanel, официальный сайт Chanel.fr