Новая работа: время строить карьеру

Работу над своей карьерой следует начинать уже с первых дней появления в компании: то, как вы заявите о себе, во многом определит отношение к вам коллег, а также ваши карьерные перспективы. Необходимо с самого начала правильно выстроить модель поведения на рабочем месте.

Что делать перед первым рабочим днём:

  • Узнать о своем будущем начальнике: какой тип руководства он предпочитает, что ценит в работниках, какое место занимает в иерархии управления компанией.
  • Подготовить «elevator pitch», т.е. «речь в лифте», — короткую самопрезентацию в ответ на вопросы коллег о том, кто вы и чего хотите от новой работы. Должно быть несколько версий самопрезентации в зависимости оттого, кто интересуется вами, — рядовой сотрудник или руководитель.
  • Продумать свой гардероб. Одежда должна подчеркивать ваш профессионализм и серьезный подход к делу. Правильно одетый сотрудник изначально вызывает у коллег уважение и доверие.

   Что делать в первый рабочий день, первую неделю:

  • Быть со всеми дружелюбной и открытой, улыбаться. Постараться завести знакомство с максимальным количеством людей, запомнить их имена, продемонстрировать им свою готовность к работе, помощи. Не следует волноваться, если новые коллеги не проявили к вам в первый день большого интереса: возможно, у них физически не было времени отвлечься от заданий для знакомства с вами.
  • Быть усердной, заинтересованной, полной энтузиазма при выполнении первых поручений. Попробовать проявить те навыки, в которых вы действительно сильны. Быть инициативной во взятии на себя различных поручений. Чем раньше вы проявите себя, тем скорее у коллег сформируется о вас впечатление как об ответственной и полезной сотруднице. Произвести хорошее первое впечатление проще, чем изменить сложившееся негативное мнение.
  • Первое время больше слушать, чем говорить, чтобы лучше разобраться в корпоративной культуре, системе взаимоотношений между коллегами, нормах делового общения и деловой переписки; механизме принятия решений в компании. Учиться слушать и запоминать информацию также полезно для того, чтобы коллеги воспринимали вас всерьез и не считали разговор с вами бесполезной тратой времени.
  • Не пытаться представить себя опытнее, чем вы есть на самом деле. Задавать вопросы, особенно в первые дни вступления в должность, — нормально. Это демонстрирует вашу заинтересованность в работе и ответственный подход к ней. В то же время, прежде чем отвлекать коллег от работы, чтобы проконсультироваться с ними, вы должны попробовать разобраться с возникшим вопросом самостоятельно, используя доступные для этого источники информации.
  • Найти себе наставника, который поделится с вами опытом и будет направлять вас по мере развития вашей карьеры. Вероятно, этим наставником будет ваш руководитель. Необходимо наладить с ним регулярное общение, в ходе которого вы будете обсуждать требования к вам, ожидания; получать обратную связь о качестве выполненных заданий. Впоследствии этот человек может содействовать вашему карьерному росту.
  • Понаблюдать за коллегами, прежде чем сформировать свой режим отдыха на рабочем месте.

Какие правила взять за привычку:

  • Приходить за 10 — 15 минут до начала рабочего дня, чтобы успеть подготовиться к работе.
  • Вести календарь дел, краткосрочных и долгосрочных планов и приоритетов в выбранной компьютерной программе/ блокноте.
  • Вести список выполненных вами заданий, успешных проектов, комментариев о проделанной вами работе. Это поможет как при анализе своего развития в компании, так и при общении с руководителем о повышении.
  • Иметь карьерный план. Устраиваясь на работу, важно понимать, кем вы хотите стать в компании к определенному сроку. Наличие карьерного плана поможет превратить абстрактные цели в практическое руководство к действию.
  • Наладить общение с руководством. Речь идет об установлении хороших деловых отношений, а не только об уточнении текущих задач и целей.
  • Не работать «особняком», с готовностью помогать коллегам, выражать им свое одобрение. Это поможет заручиться их уважением и поддержкой, а также продемонстрировать свои лидерские качества.
  • Избегать участия в сплетнях, обсуждении коллег и руководства.
  • Налаживание социальных контактов – неотъемлемая часть процесса построения карьеры. Но нужно внимательно подходить к выбору круга общения. Вам следует общаться с перспективными сотрудниками; с теми, кто вызывает уважение коллег и руководства. Дружба с такими людьми дополнит впечатление о вас как о серьезной сотруднице с хорошим потенциалом.
  • Обновлять личные страницы в профессиональных социальных сетях и отслеживать в них новости отрасли, своей компании и коллег; заводить новые профессиональные контакты; участвовать в обсуждении профессиональной тематики на социальных платформах.
  • Свести к минимуму решение личных вопросов на работе. Отключить звук мобильного устройства и не пользоваться им в рабочее время, если его использование не является рабочей необходимостью.
  • Участвовать во внерабочих корпоративных мероприятиях: посещать тимбилдинговые выезды, помогать с организацией праздников и т.д.
  • Не брать в первое время отгулов по личным вопросам.
  • Следить за своей речью и манерой общения. Речь должна быть понятной, вежливой, без использования слов-паразитов.
  • Быть уверенной в себе и своих профессиональных возможностях. Замечено, что женщины из-за различных страхов (не выполнить поручения, не влиться в коллектив, не суметь сбалансировать рабочую и личную жизнь) чувствуют себя априори виноватыми перед работодателем и коллегами и начинают просить прощения перед ними даже в тех ситуациях, когда не виноваты. Это формирует негативное впечатление о них.
  • Высказывать свое профессиональное мнение на планерках, круглых столах, встречах, тем самым подчеркивая свои заинтересованность и профессионализм. Из-за нежелания перебивать других или вступать с ними в конфликт женщины зачастую упускают возможность озвучить идеи, которые были бы полезны для компании и могли бы способствовать их карьерному росту.
  • Правильно воспринимать критику. В то время как для мужчин «нет» означает «не сейчас», женщины понимают «нет» как «никогда в жизни». Необходимо извлекать верные уроки из обсуждения ваших промахов и успехов и двигаться с помощью услышанных комментариев к лучшему результату.
  • Поддерживать других женщин-коллег; вступить в одно из профессиональных женских объединений для взаимодействия с другими карьеристками и оказания друг другу взаимопомощи. Это может быть особенно полезно и важно в мире, где женщины занимают всего 4,4% руководящих позиций в 500 крупнейших по капитализации компаний мира по версии рейтинговой организации «Standard & Poor’s».
  • Сочетать в себе мужские и женские черты характера. Исследование, проведенное Стэнфордской высшей школой бизнеса, показывает, что наибольшего роста (по сравнению как с мужчинами, так и с другими женщинами) добиваются те карьеристки, которые могут, с одной стороны, проявить решительность и уверенность, как мужчины, а с другой стороны, быть по-женски мягкими, гибкими и открытыми к кооперации с другими людьми и обсуждению их идей.

Формула успеха в построении карьеры на новом рабочем месте состоит из трех элементов: умения правильно себя позиционировать, налаживать контакты с нужными людьми и пользоваться открывающимися возможностями.

Екатерина Литовченко

27 февраля 2017

Фотография: Depositphotos